В этом году занятия будут проходит в таком формате:

1.Мини-лекции по темам для 9, 10, 11 классов.

2. Решение задач по темам лекций.

3. Обсуждение решений задач.

9 класс. "Вектора, относительность"

 

1. Время переправы через реку так, чтобы сразу попасть в точку лежащую напротив точки отправления, больше минимального времени переправы в 1,2 раза. Во сколько раз скорость катера относительно воды больше скорости течения воды?  (1,8)  решение

2. Лодка может плыть в стоячей воде со скоростью 3 м/с. Лодочник хочет переплыть реку постоянной ширины по самому кротчайшему пути. В каком направлении по отношению к берегу он должен грести, если скорость воды в реке равна: а) 2 м/с; б) 4 м/с? Считать, что скорость воды в реке везде одинакова.( а) 48º, 2,2 м/с; 41,4º, 2,6 м/с)

3. Ширина реки равна S. Если лодка плывёт против течения реки, её скорость относительно земли равна v, если по течению — 3v. За какое минимальное время лодка может пересечь реку? (S/2V)

4. Вымпел на мачте катера образует угол 120º с его курсом при скорости 20 км/ч. При скорости катера  вдвое больше этот угол равен 150º. Определить скорость ветра.  (20 км/ч)   решение

5.Какова скорость капель отвесно падающего дождя, если они не оставляют следа на заднем стекле автомобиля, наклоненном под углом 60º к горизонту, при его скорости 30 км/ч? ( 52 км/ч)

6. Осколочный снаряд летит со скоростью u по направлению к плоской стенке. На расстоянии L от неё снаряд взрывается и распадается на множество осколков, летящих во все стороны и имеющих скорость v относительно центра масс снаряда. Какая область на поверхности стенки будет поражена осколками? Силой тяжести и сопротивлением воздуха пренебречь.Rmax = L{1-(v/u)²}1/2/{u/v - v/u}.

 

10 кл. "Свободное падение, движение по вертикали"

 

1. Тело брошено вертикально вверх с поверхности Земли с начальной скоростью 30 м/с. Сколько времени оно будет находиться на высоте, большей 25 м? Какой путь пролетит тело за первые 5 с полета? (4с, 65 м) решение

2.  За последнюю секунду свободно падающее тело пролетело 3/4 своего пути. Сколько времени падало тело?  (2с)

3.  Два камня были брошены из одной точки с одинаковыми скоростями: один — вертикально вверх, другой — вертикально вниз. Они упали на землю с интервалом времени τ . Какова начальная скорость камней? Сопротивление воздуха не учитывать. (gt/2)

4.  Находясь на краю глубокого обрыва, турист бросает камень вертикально вверх. При последующем движении вниз камень проходит точку бросания и падает в обрыв. Известно, что за промежуток времени t = 1 с, отсчитываемый от момента броска, камень прошел путь S = 2,9 м. Определите начальную скорость камня, сообщённую ему при броске. Ускорение свободного падения считать равным g = 10 м/с2 . Сопротивлением воздуха пренебречь.(g(t/2 ±√S/g - t2/4) 3 или 7 м/с)

 

5.  С ветки дерева, расположенной на высоте H = 5 м, с интервалом τ = 0,5 с отрываются капли воды и падают на тротуар. С какой минимальной скоростью V должен идти худой пешеход, чтобы, не замочившись, проскочить опасное место? Считать, что рост пешехода h = 180 см, диаметр его шляпы D = 30 см, ширина шага L = 60 см, ботинки в крайних положениях по горизонтали выступают из-под шляпы симметричным образом, ускорение свободного падения g = 10 м/с2 . Сопротивлением воздуха пренебречь, ботинки считать точечными! 

(0,6 м/с, D/t )

 

11 кл. "Электрические цепи (конденсатор). Правила Кирхгофа"

 

1. Источник тока с ЭДС E и внутренним сопротивлением r замкнут на резистор сопротивлением R. Параллельно резистору подключён конденсатор ёмкостью C . Найдите абсолютную величину и знак заряда, установившегося на верхней пластине конденсатора (см рис 1.)  (CER|R+r  >0)

2. Конденсатор  C1 =1 мкФ заряжен до напряжения U = 300 В и включён в последовательную цепь из резистора R = 300 Ом, незаряженного конденсатора C2 = 2 мкФ и разомкнутого ключа К (см. рисунок 2.). Какое количество теплоты выделится в цепи после замыкания ключа, пока ток в цепи не прекратится?  (0,03 Дж) решение

3. При замкнутом ключе K (см. рис 3) установившееся напряжение на конденсаторе U1 = 27 В.

1) Найти ЭДС источника тока.

 2) Определить установившееся напряжение U2 на конденсаторе после размыкания ключа. (42 B, 35 B)

4. Какое количество теплоты выделится во всей цепи при переводе ключа из положения 1 в положение 2 (см рис 4). Энергией электромагнитного излучения можно пренебречь. (CE2/3)  решение

 

5. Какой заряд пройдет через ключ К (см рис  5.) после его замыкания? Какова разность потенциалов между точками А и В до замыкания ключа?  (E(C2R2 - C1R1)/R1+R2 , (R1/( R1+R2) - C2/ (C1 + C2))